Бахилкин — это полностью автоматический торговый аппарат для продажи бахил в капсулах
Фискализация платежных терминалов и вендинговые автоматы

Ситуацию, наблюдаемую в течение последнего месяца на отечественном вендинговом рынке, и вызванную вступлением в силу Федерального закона № 103 ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» иначе как паникой не назовёшь. Владельцы платёжных терминалов в массе городов России объявили забастовку, выражая таким образом несогласие с законотворцами. Кроме того, из-за «белых пятен» в законодательстве, в частности, в отсутствии чёткой формулировки «что же за зверь такой – вендинговый автомат», по рынку пошла вторая волна, состоящая уже из домыслов на тему «а что будет дальше»: так, ряд операторов сетей вендинговых автоматов (не платёжных терминалов, заметьте!) выражают озабоченность возможными претензиями со стороны налоговых органов. Некоторые вендинговые компании приостанавливают развитие своих сетей.

Со своей стороны, мы посчитали необходимым помочь нынешним и будущим игрокам вендингового рынка России разобраться в юридических хитросплетениях действующего законодательства, а именно, ответить на один-единственный вопрос: является ли установка фискального регистратора обязательной для вендинговых автоматов, посредством которых осуществляется реализация штучных товаров или оказываются услуги, не связанные с финансовыми обязательствами плательщика перед третьими лицами.

Камнем преткновения стал п. 12 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ, гласящий, что «платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой», фактически обязавший владельцев платёжных терминалов оборудовать автоматы фискальными регистраторами.

В статье 1 присутствуют буквально следующие слова:
«1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг) {…}»

Кто есть платёжный агент, поставщик и плательщик? В главе 2 даётся подробное разъяснение применяемой терминологии:
«1) поставщик — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) {…};
2) плательщик — физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
3) платежный агент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

В п. 2 главы 1 сказано о тех, на кого действие данного закона не распространяется:
«Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов:
1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом {…}».

Самый главный вывод, который следует сделать из вышеизложенного – действие Федерального закона № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» никоим образом не распространяется на торговлю или оказание услуг (не связанных с приёмом платежей в пользу третьих лиц и выполнения агентских функций) с помощью автоматов самообслуживания.

Федеральный закон № 103-ФЗ, к слову, ссылается на другой нормативно-правовой документ, а именно — на Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт» (Федеральный закон N 54-ФЗ от 22.05.2003 (в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009), от 17.07.2009 N 162-ФЗ).

Вот что сказано в статье 2 данного закона:
«{..} Сфера применения контрольно-кассовой техники:
1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.{…}»

В данном Федеральном законе норма о неприменении контрольно-кассовой техники в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг с использованием торговых автоматов непосредственно не закреплена. Вместе с тем в п. 3 статьи 2 говориться о том, что «{…} организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности {…} могут производить наличные денежные расчеты {…} без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом).

Согласно п. 24 ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1999 N 242-ст, к передвижным средствам разносной торговли помимо тележек, лотков, корзин отнесены торговые автоматы.

Таким образом, если ваш бизнес построен, скажем, на кофе-автоматах или вендинговых копирах, то установки фискального регистратора на автомат данный закон от вас не требует.

В заключение приведём отрывок из письма Министерства финансов РФ от 14 апреля 2008 г. N 03-01-15/4-110 «О применении ККТ при осуществлении торговли с помощью торговых автоматов»: «Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание судебно-арбитражную практику о признании незаконными постановлений налоговых органов о привлечении к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в случаях продажи товаров, оказания услуг с использованием торговых автоматов, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, основания для привлечения организаций и индивидуальных предпринимателей к ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в случаях продажи товаров, оказания услуг с использованием торговых автоматов (автоматов самообслуживания), эксплуатирующихся в автоматическом режиме, отсутствуют



Читайте также:


Последнее обновление страницы: ( 18.06.2010 )